Меню Главная Акции Медиа О компании Каталог Магазины Статьи и обзоры
Истории брендов

Nike — гигант спортивного производства

01 October 2013 г

Когда-то весь ассортимент продукции Nike помещался в багажник автомобиля Фила Найта — чудаковатого торговца спортивной обувью. Сегодня производство Nike достигло небывалого успеха. Теперь это бренд № 1 по производству спортивных товаров и сеть самых преуспевающих корпораций мира.

Было время...

Было время, когда Фил Найт благоговейно смотрел на спортивную обувь и одежду Adidas. Сегодня бренд Nike по объемам своего производства и финансовым оборотам превзошел не только все знаменитые марки спортивных товаров (Converse, New Balance, Timberland), но и казавшиеся недосягаемыми бренды Puma и Adidas.

Фил Найт в молодости был хорошим бегуном на короткие дистанции и отлично понимал, какую роль играет удобная обувь в достижении результата. Грубые американские кроссовки, выпускавшиеся в то время, сильно натирали ноги, вызывая их кровоточивость. Бренды же Puma и Adidas были куда лучше, но и стоили в разы дороже. Приобрести их среднестатистическому студенту было не по карману, в том числе Филу Найту и его другу -тренеру Биллу Боуэрману. Именно это и явилось стимулом создания кроссовок хорошего качества, цена которых была бы доступна каждому любителю спорта. Вопрос заключался лишь в том, как это сделать?

Blue Ribbon Sports: от идеи — к делу

В 1963 году Фил Найт отправился в Японию и заключил контакт с компанией Onitsuka, а вернувшись в Америку, начал торговать высококачественными японскими Tigers с кузова своего автомобиля. Заработав первые суммы, друзья скинулись по 500$ и приобрели партию японских кроссовок с целью их изучения и усовершенствования, которыми занимался Билл, и последующими продажами, ответственность за которые взял на себя Фил. Обоих друзей отличала креативность и воля к победе, поэтому было решено переименовать компанию Blue Ribbon Sports в Nike — в честь Ники, греческой богини победы.

Вскоре к производству Nike присоединился и третий человек — талантливый менеджер Джефф Джонсон, отвечающий за продажи. Он тоже был спортсменом и отлично понимал, какой нужен подход к людям из спортивного мира. Джонсон оказался хорошим и увлеченным маркетологом. Он составил базу данных именитых профессиональных спортсменов и с каждым побеседовал лично. В процессе беседы Джефф осведомлялся, какую обувь они используют для тренировок и выступлений, интересовался достоинствами и недостатками обуви, приглашал спортсменов на примерки спортивной обуви Nike — тогда еще никому не известной компании, офисом которой служил гараж Фила.

Первые легкие беговые кроссовки Nike с нейлоновым верхом были представлены американской аудитории в 1968 году и сразу начали пользоваться большим спросом. В начале 70-ых гг. компания Onitsuka, в которой Найт, Боуэрман и Джонсон покупали партии кроссовок для модификации, хотели выкупить часть акций Nike. В противном случае цены на «японские основы» возросли бы. Американские предприниматели оказались в щекотливой ситуации и пришли к выводу о необходимости организации собственного производства, чтобы больше не зависеть от Onitsuka. Так и сделали.

Появление логотипа компании

Выпускать собственную продукцию нужно было под своим логотипом. Разработать и нарисовать его помогла студентка факультета дизайна Портлендского университета Каролин Дэвисон. Этот логотип до сих пор используется брендом компании и называется «Swoosh», что значит «пролетающий со свистом». На нем изображено крыло богини Ники, которая приснилась Джонсону на рассвете его карьеры. Гонорар за разработку логотипа был по-студенчески скромным — 30 или 35 долларов. Однако спустя несколько лет Фил Найт пригласил Каролин на ужин и преподнес ей золотой кольцо с крылом Swoosh, а также часть акций компании Nike.

Дебют и первые успехи Nike

Первым известным спортсменом, который носил обувь Nike, был Стив Префонтейн — рекордсмен США в беге на средние дистанции. Обуви этой марки отдал предпочтение и Илие Настасе — один из лучших теннисистов мира, а в 1974 году Джимми Коннерс одержал победу на турнире US Open. Во время соревнований он был также обут в кроссовки Nike.

Вафли — легенда Nike

В 1975 году была создана знаменитая вафельная подошва Nike. Во время завтрака, как всегда погруженный в мысли о работе, Билл Боуэрман рассматривал вафельницу жены, и в этот момент в голову ему пришла ассоциация: если сделать подошву рифленой, то это улучшит толчок и, в то же время, сделает обувь более легкой по весу. Вскоре после этого кроссовки с рифленой, или, как ее еще называли, «вафельной» подошвой стали самой продаваемой моделью в Америке, и к концу 70-ых гг. Nike завоевал половину рынка спортивных товаров.

Фрэнк Руди — авиаинженер из NASA

Фрэнк Руди, изобретатель знаменитой подушки Nike Air был ученым-авиаинженером из NASA. Поставив на стол баллон с полиуретановой пленкой, он предложил разработчикам и руководству «амортизацию для обуви, которая будет служить вечно», на что получил отказ. Он обратился к конкурентам и тоже получил отказ. Тогда он снова вернулся в Nike со своей идеей, на которую руководство все-таки согласилось. Как впоследствии выяснилось, совсем не зря.

Изобретение воздушной системы амортизации стало революцией в истории бренда. В 1979 году в магазинах появилась модель Nike Tailwind, изготовленная с использованием полиуретана, накачанного газом. В это же время в компании появляются новые талантливые дизайнеры, которые работают над внешним видом обуви.

31 декабря 1981 года компания Blue Ribbon Sports была официально переименована в Nike. Общая численность сотрудников предприятия составляла 2700 человек.

Кризисы и дилеммы

Развитие бренда Nike не отличалось гладкостью и ровностью. Пробуя новые направления развития, компания то и дело оказывалась в экстремальных ситуациях и на грани банкротства. Решив вырваться за пределы выпуска серий спортивных товаров, руководство компании переориентировало производство на выпуск модной городской продукции — и просчиталось. Основная часть кроссовок этой партии продана не была, из чего сотрудники сделали вывод, что покупатели ценят в производимой ими обуви, прежде всего, ее надежность и спортивные качества.

Тогда компания вернулась к разработке новых коллекций спортивной обуви. С Nike заключали контракты именитые и подающие надежды спортсмены. 58 спортсменов, выступавших в экипировке Nike, завоевали 65 олимпийских медалей на Играх в Лос-Анджелесе в 1984 году, а через год компания подписала контракт с баскетболистом Майклом Джорданом, который действителен и сегодня.

Шедевры рекламы от Nike

Скандал — неотъемлемая часть рекламного бизнеса. Случай его спровоцировать представился для Фила Найта сам собой. Для баскетболиста Майкла Джордана были разработаны кроссовки Air Jordan чёрно-красного цвета. Такая расцветка организаторам соревнований казалась неприемлемой. Несмотря на запрет, Майкл выходил на площадку в этих кроссовках, за что неизменно платил штраф размером 1000 долларов. Эта история привлекла интерес покупателей к продукции Nike и привела к увеличению товарооборота до 4 миллиардов в год. Что касается самого Майкла, штрафы составляли для него пустяковую сумму по сравнению с дивидендами от рекламы Nike.

Ещё один скандал с участием Майкла Джордана случился на Олимпиаде в Барселоне. Американская баскетбольная команда, спонсором которой была компания Nike, отказалась выходить на торжественную церемонию награждения в олимпийской форме с эмблемой Reebok.

Противоборство двух компаний продолжилось в 1994 году, когда Nike перечислила 25 тыс. долларов в Фонд защиты фигуристки Тони Хардинг. Её обвиняли в нападении на свою соперницу Нэнси Кэрриган, спонсором которой выступала та же компания Reebok.

Официальный слоган компании засветился на политической арене в 1999 году, появившись в несколько изменённом виде в разрушенном силами НАТО Белграде. На рекламных щитах рядом с логотипом и привычной надписью «Just do it» («Просто сделай это») была выведена фраза «Stop the bombs!», в результате чего получился чёткий призыв: «Останови бомбёжки! Просто сделай это!»

Nike Air Max — новая концепция воздушной подушки

Легендарная подошва «на воздушной подушке» стала своего рода визиткой Nike, однако механизм ее действия был скрыт. Чтобы утолить любопытство покупателей, в 1987 году руководство компании сделало маркетинговый ход: выпустила коллекцию кроссовок с увеличенной видимой воздушной камерой Visible Air, смещенной к краям подошвы. Партии кроссовок Nike Air Max были раскуплены с невероятным успехом.

Nike сегодня

На сегодняшний день Nike является крупнейшим производителем спортивной продукции и процветающей американской компанией, обороты которой исчисляются миллиардами долларов. Nike спонсирует знаменитых спортсменов. Целевая аудитория компании достаточно широка. Руководство и сотрудники компании придерживаются простой мысли: если у человека есть тело, то он в любом случае атлет, а значит продукция Nike — для него.

Чтобы оставаться в курсе всех последних веяний моды и учитывать пожелания потребителей, был создан специальный интернет-портал, на котором поклонники Nike могут самостоятельно смоделировать кроссовки своей мечты и заказать их у любимого бренда. Кроме того, фирма создала особую социальную сеть для любителей баскетбола.

В XXI веке важным достижением компании является контракт с фирмой Apple. В результате совместных разработок были выпущены кроссовки, напрямую связанные с аудиоплейером. Такой набор для тренировок — Nike+iPod — даёт спортсмену полную статистическую информацию о текущих результатах пробега.

На производстве Nike в 55 странах мира трудятся свыше 30 тысяч рабочих. С 2001 года ежегодная сумма продаж превышает 10 миллиардов долларов. С другой стороны, компании приходится бороться с рядом проблем, возникающих в странах третьего мира. В первую очередь это касается эксплуатации детского труда, низкого уровня заработной платы в странах третьего мира, которая составляет около 40$ в месяц, а также чрезмерного выброса вредных веществ в атмосферу на фабриках, расположенных на китайской территории.